Сашу Степанова представить в
телевизоре, в роли рэппера для самых широких масс легче легкого —
достаточно один посмотреть на него на сцене. Вопрос лишь времени, когда
это произойдет. А пока этот вопрос решается, Rap.Ru задал ему несколько
других.
Насколько известно, твой ближайший релиз — это пластинка на музыку Нэла. В каком он состоянии?
Сейчас он в стадии записи. Где-то нужно гитарку записать, где-то
девочку. Параллельно сводим уже готовые треки. На альбоме естественно
будет Нэл. Хотелось бы видеть и Левана, с которым мы записали пару
треков, но пока не поняли, подходят ли они под концепцию. Гуфу уже
отправил демо. С Джи Вилксом давно хотели сделать что-то совместное, но
в том треке, где я его видел, мы не сошлись. Если честно, с Серегой
хотелось бы что-то сделать, мне это интересно.
Дату релиза говорить не буду, потому что нужно сначала все сделать,
снять клипы и только потом выпускать. Я многому научился на примере
релиза первого альбома "Сто из ста". Он вышел в конце 2008-го, а клипы
выходили столь не систематизировано, что клип "Мама", к примеру,
выходит вот только в 2010-м. Это неправильно, но этот клип я обещал
снять в первую очередь самому себе. С программой альбома мы давно уже
проехались по стране и пора уже готовить новый тур. Сейчас хочется все
сделать красиво: клип до альбома, клип во время, клип после — и обратно
к работе.
В чем особенность работы с одним битмейкером?
Получается что-то отличное и от моего стиля и от того, что делает
Marselle. Я долго искал себе хорошего битмейкера, пытался работать с
совсем молодыми, но быстро устал от "Hip-Hop Ejay". А оказалось, что
нужное рядом. Одна песня получилась, другая — так и появилась идея
записать альбом.
Леван не беспокоится, что от ты отрываешь Нэла от его основных занятий?
Да скорее я беспокоюсь. Все равно я понимаю, что своя группа Нэлу ближе
и, наверно, лучшие биты он оставляет для нее. Это нормально, я и сам,
когда тексты пишу на заказ, лучшее откладываю себе.
Ты так легко затронул тему гострайтинга. Он вообще существует в наших реалиях?
Да, я пишу на заказ. Кому, не скажу. Не могу сказать, что постоянно и
что это приносит постоянный доход, но случается помогаю молодым. Было
как-то писал для нового проекта Сергея Галояна, саунд-продюсера "Тату".
За один текст получил денег, другие вроде не подошли, но потом я
услышал их сильно переработанные. С попсой больше не работал. Для попсы
у нас Noize пишет и очень круто, кстати. Мне очень понравилось, что для
Тани он написал.
Считаешь ли ты свой первый альбом успешным?
Мне сложно определиться. Видишь ли, всем критикам и тебе тоже он не
понравился. А молодой слушатель наоборот принял хорошо. М Мне же он, как
ребенок, в котором не видишь дефектов, но все равно нужно понять, что
же там было не так. Наверно, я был там наивно прямолинеен, хотя и это
тоже многим понравилось.
Когда ты говоришь "Рэп не штампуется, рэп — это искусство", ты правда
так считаешь? Ведь рэп штампуется в огромных количествах и искусства в
нем очень мало. Такая фраза может понравиться только ну очень молодым и
восторженным хип-хоп слушателям.
Конечно, я вижу в рэпе продукт, коммерческие выгоды, хотя бы потому что
только он меня и кормит. Но я воспринимаю рэп не таким изначально.
Рэп-музыка должна быть искренней, настоящей. Я говорю эту фразу потому,
что хочу чтобы рэп был таким, я его так воспринимаю.
Хотя, есть и группы-однодневки и люди, которые только играют в хип-хоп.
Например, еще в старой "Жаре" приехал выступать один "рэппер" в брюках,
в жилетке и рубашке. В гримерке надел широкие штаны, цепь,
"тимберленды" и вышел читать на сцену о том, как он вот так и живет — с
цепью и "тимберлендами".
Зачем сейчас надо было снимать клип на "Маму"?
Я как-то себе пообещал. Хотя мне и говорили, что это пустая трата
денег. Но это, наверно, одна из немногих песен, которую я хочу взять с
собой из альбома "Сто из ста". Не "По-другому", не "Ретро", а именно
ее.
Хочу спросить про
"Битву за респект". Вас во Phlatline три МС, но победил наименее
очевидный — Нэл. Не было ощущения несправедливости?
Такое ощущение у меня было, когда я проиграл один процент Анту. Думаю,
у Левана было такое же, когда он проиграл мне. А во время второй битвы,
когда участвовал Нэл, мы просто сплотились, как команда и ощущали это
своим общим достижением. Об обидах и мысли не было. Обида, повторюсь,
была в финале первой — всего один процент. Да, кстати, Playstation Ант
подарил мне...
Опыт
гласит, что с друзьями не стоит вести общий бизнес. Как ты смотришь на
это в свете вашей работы и дружбы внутри Phlatline?
Я полностью согласен с этим и всегда старался придерживаться такого
правила. Но у нас пока получается. Пока. Когда мы обсуждали студию, у
нас были очень жесткие споры.
Как деньги делить?
Скорее, кто чем будет заниматься, почему кто-то больше, кто-то меньше.
Но мы умеем разделять бизнес и дружбу. Посмотрим, получится ли дальше.
Хотя, конечно, сложно в ситуациях, когда тебе надо отчитать человека по
работе, а он твой друган. Но от этого зависит общее дело и надо значит
надо.
В творческом плане на тебя можно оказать давление?
Только советами. К примеру, после выхода клипа Павла Воли и Киркорова,
где они откровенно стебутся над рэпом, Миша сказал: "Напишите дисс на
них". Я попробовал, но понял, что оно того не стоит. Стебем их по
каналам и радио, да и хватит с них.
Если бы ты заново входил в хип-хоп, была бы у тебя страница истории с Серегой? Насколько я помню, вы разошлись спокойно.
Были неприятные моменты, но все ровно, мы созванивались с тех пор пару
раз. Но мне кажется, какая-то обида у него на меня осталась.
Как думаешь, почему St1m ушел?
Когда мы с ним увиделись на презентации клипа Лиона в "Жаре", я первым
делом спросил, PR-ход ли это? Говорит, нет. Ну не знаю, когда я ушел, у
меня ни сайта, ни песен к фильмам не осталось.
Ты, кстати, почему за свой сайт st-padonok.ru не платишь?
На самом деле, я хочу уйти от этого образа подонка. Был момент, когда
мне казалось, что подонком быть круто, девочки таких любят, даже
татуировку хотел сделать, но ума хватило.
Ты еще часто сравниваешь себя с Гомером Симпсоном — почему с ним?
Мне реально нравится этот персонаж. По крайней мере, первые
восемнадцать сезонов. Он характеризует все, что не надо делать, и все,
кем надо быть.
В
американском рэпе есть практика выражения респекта коллегам в песнях,
воспоминания об олдскульных героях. Ты, пожалуй, первым сделал это
здесь, в песне "Респект". Реально так чувствуешь или подсмотрел у них?
Так чувствую. Я реально слушал и Многоточие, и Децла. У Децла первый и
третий альбомы знаю наизусть. Уважаю творчество Bad Balance тех времен,
несмотря на то, что сейчас смотря на них, у меня какое-то странное
чувство грусти появляется. Джи Вилкса считаю незаслуженно непризнанным
артистом.